Наверх

Ритейлеры адаптируются к кризису


9 июня

Текущую ситуацию на рынке торговой недвижимости Петербурга мы обсудили с ведущими экспертами рынка и самими ритейлерами.

По отношению к концу 2015 года рынок ритейла остается в состоянии стагнации. Часть операторов сегмента чуть выше среднего вынуждена закрываться. В то же время появляется всё больше операторов эконом- и среднего сегмента.

Стратегии развития ритейлеров эконом-класса, тем не менее, разнятся: одни увеличивают форматы, занимают все возможные, подходящие площади, стремятся максимально расширить свое присутствие и завоевать долю рынка за счет объема продаж, а другие – придерживаются стратегии оптимизации, закрывают неэффективные точки продаж, а открываются крайне выборочно, в исключительных локациях.
В 1-м квартале 2016 года доля вакантных площадей в торговых центрах Петербурга выросла с 5,9% до 6,4%, сообщают аналитики JLL. В последний раз столь значительное увеличение данного показателя наблюдалось в 4-м квартале 2013 года, когда были открыты сразу несколько торговых центров. Однако в январе-марте 2016 года новые комплексы на рынок не выходили, поэтому рост доли вакантных площадей происходил только за счет действующих объектов.

Рассмотрим поподробнее, что происходит в разных сегментах рынка.

Продуктовый ритейл

Продолжает активное развитие продуктовый сегмент. Например, сеть «Лента» открыла в конце марта в Кудрово свой двадцать первый гипермаркет на территории Петербурга и Ленобласти.

Екатерина Куманина, директор по корпоративным и внешним связям ГК «Дикси», также говорит о фиксации трафика в позитивной зоне: «Благодаря мерам, предпринятым «Дикси» в конце прошлого года, в частности, работе по оптимизации ассортимента, развитию направления собственных марок, работе по закреплению единых стандартов оценки качества, что ведет к сокращению потерь, и принимая во внимание ослабление инфляции с начала года, сети удается снизить давление на покупателей».

diksi-magazin

По данным на 31 марта 2016 года в Северо-Западном регионе работают 574 магазина «Дикси». Формат магазинов «у дома» предполагает размещение в помещениях средней торговой площадью 250-350 м². «Сеть заинтересована в помещениях «на трафике» - будь то спальный район, центр города или магистраль. Мы продолжим развитие сети и открытие новых магазинов в тех регионах, где уже представлены, но приоритетное внимание будет сконцентрировано на операционной эффективности каждого магазина и компании в целом», - резюмировала Екатерина Куманина.

Одежда и обувь

После провальных первых кварталов 2015 года сегмент непродовольственной торговли постепенно начал восстанавливаться. В конце прошлого года количество открывшихся магазинов одежды, обуви и аксессуаров впервые за год превысило количество закрывающихся торговых точек.

Стабильные обороты демонстрирует масс-маркет сегмент, а также премиум и люкс, основная потребительская аудитория которых практически нечувствительна к цене. «Значительно «просел» сегмент «средний плюс», спрос откуда перераспределился в нижнюю категорию - масс-маркет», - отмечает руководитель департамента торговых площадей компании JLL в Санкт-Петербурге Анастасия Балмочных.

Общая площадь закрытых за квартал магазинов в ТЦ превысила площадь открытых за тот же период на 17%. Наибольший объем закрытий наблюдался в сегментах одежды и аксессуаров, детских товаров. В структуре открытых за квартал магазинов лидерами также являлись эти сегменты, сообщается в исследовании JLL.
«Существенный объем закрытых магазинов пришелся на операторов, находящихся в процессе банкротства или испытывающих серьезные затруднения, в том числе бренды одежды и обуви Centro, Savage, Celio, также продолжалось закрытие магазинов сети «Дети». Некоторые из освободившихся магазинов были вновь сданы в аренду, другие сейчас пустуют», - комментирует Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге.

11(1)

Бытовая техника

В целом, в 2015 году рынок бытовой техники показал снижение. Однако ближе к концу года все-таки была найдена некая точка равновесия — и экономика, и люди адаптировались к новым реалиям.

«Для нас результаты прошлого года подтверждают правильность выбранного курса на неуклонное развитие омни-модели, стирающей границы между онлайном и оффлайном в покупательском опыте. Сейчас более 50% наших покупателей начинают свою коммуникацию с «М.Видео» именно в интернете», - говорит Юлия Зотова, PR-менеджер «М.Видео».

mv

В 2015 году открылось 20 новых гипермаркетов «М.Видео», в том числе 13 – в 4-м квартале 2015 г. (в течение года было закрыто 10 магазинов). На 2016 год запланировано открытие до 20 новых магазинов сети.

Кафе и рестораны

В течение I квартала 2016 г. наблюдался рост спроса со стороны рестораторов. В январе-марте в центре города (Адмиралтейский, Центральный, Петроградский и Василеостровский районы) было открыто не менее 20 новых кафе и ресторанов.

Прогнозы экспертов

Дмитрий Сперанский, руководитель БАРН, отмечает, что сегодня игроки рынка пытаются нащупать новые реалии, в которых они могут существовать. «Рынок пребывает в состоянии неравновесия, все еще будет меняться», - говорит он.

Наталья Скаландис, управляющий директор Property Management NAI Becar в Санкт-Петербурге:
«До конца 3 квартала мы не ожидаем серьезных изменений на рынке. В конце 3 – начале 4 квартала в сегменте выше среднего возможно снижение уровня вакансии на 3-5%».

Справка:

На сегодня в Петербурге работают 56 качественных торговых центров совокупной площадью около 2,2 млн тыс. кв. м. На 2016 год запланировано открытие двух торговых центров – суперрегионального проекта «Охта Молл» (78 тыс. кв. м) и 2-ой очереди районного ТЦ «Порт Находка» (10,9 тыс. кв. м), запуск которых намечен на вторую половину года. Таким образом, объем ввода торговых площадей в 2016 году в городе составит 88,9 тыс. кв. м, что в два раза выше результата 2015 года.

frantsuzskiy_bulvar

Автор: Шигаева Варвара