Итоги I полугодия 2019 года на рынке street retail Петербурга
Эксперты Knight Frank St Petersburg подвели итоги I полугодия 2019 года на рынке street retail Петербурга. Было открыто около 500 новых торговых точек, из них 164 относятся к сегменту заведений общественного питания (первое место в структуре новых открытий). В течение первого полугодия 2019 года у рестораторов отмечался повышенный интерес к открытиям заведений национальной кухни, в частности, русский, итальянской и грузинской. Суммарный объём площадей формата стрит-ритейл составил 596,5 тыс. кв. м, средний размер помещения - 110 кв. м.
ГОРОДСКИЕ СОБЫТИЯ
Одним из самых главных событий I полугодия 2019 года стало противостояние между жителями ул. Рубинштейна и владельцами заведений общественного питания. Во многих заведениях проводились проверки, результатом которых зачастую было вынесение решения о закрытии. Так, в конце 2018 года были закрыты бары Varvara и «Скобари», а уже в 2019 году – кафе «Китайская квартира Брюса Ли», кофейня Surf Coffee и др.
Со стороны арендаторов и собственников, в свою очередь, появились предложения пересмотреть действующие санитарные правила, которые распространяются на встроенные помещения, расположенные в жилых домах, в том числе там, где ранее не предполагалась коммерция.
Отчасти из-за сложившейся ситуации многие сети, например «Токио-Сити», McDonalds, «Контакт бар», не рассматривают в текущий период встроенные помещения в жилых домах.
Произошедшие изменения имели и положительный эффект. Так, за полгода в сегменте общественного питания активно стали развиваться ул. Некрасова, ул. Белинского, Басков пер. и др.
Одной из новых тенденций в Петербурге стала концепция создания фуд-холлов, т. е. концентрация в одном месте большого количества различных заведений общественного питания несетевых операторов. К примеру, летом 2019 г. в новом формате открылся Василеостровский рынок, где расположились как локальные, так и региональные торговые точки общественного питания. В ТРЦ «Сити-Молл» состоялось открытие первой фазы обновленного фудкорта. Осенью в ТРЦ «Галерея» планируют открыть фуд-холл от компании Eat Market, которая успешно запустила несколько проектов в Москве.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
По итогам I полугодия 2019 года суммарный объём площадей формата стрит-ритейл составил 596,5 тыс. кв. м. Средний размер помещения составил 110 кв. м. При этом 63% торговых точек, представленных на рынке стрит-ритейла Петербурга, арендуют помещения площадью менее 100 кв. м. 35% помещений располагаются на значимых магистралях центральных районов, а именно на Лиговском пр-те (13%), Садовой ул. (11%), Гороховой ул. (10%) и Среднем пр-те В. О. (10%). В основном подобные площади предпочитают бары, кофейни и булочные, небольшие магазины продуктов, аптеки и пр.
Помещения в диапазоне от 100–200 кв. м (26%) в основном располагаются на значимых торговых магистралях центральных районов (40%) и главных торговых магистралях города (34%).
Помещения площадью 100–500 кв. м часто рассматриваются ресторанами и кафе, банками, салонами красоты, магазинами одежды и обуви и др. Площади свыше 500 кв. м чаще всего интересны крупным компаниям, владеющим сетью ресторанов, магазинов или медицинских центров.
По итогам I полугодия 2019 года структура профилей арендаторов не подверглась значительным изменениям. Тройка лидеров остается прежней – общественное питание (32%), продукты (12%), одежда (9%).
В течение I полугодия 2019 года наблюдалась активность в сегменте продуктов. Так, после закрытий нескольких продуктовых сетей («Полушка», «Лайм» и пр.) на рынке Петербурга продолжила своё развитие московская сеть «ВкусВилл», которая активно стала открывать магазины как в центре города, так и в спальных районах.
В последнее время на рынке стрит-ритейла набирает обороты тренд на здоровый образ жизни. Например, новая сеть экомаркетов «Культура есть» дебютировала в июне текущего года на ул. Ярослава Гашека, открыв там первую точку сети.
Всего за I полугодие 2019 года было открыто 63 продуктовых магазина (второе место в структуре открытий).
Сфера общественного питания, в свою очередь, традиционно заняла лидирующую позицию (164 новые торговые точки).
Несмотря на ситуацию, сложившуюся вокруг главной ресторанной улицы (ул. Рубинштейна), с начала года здесь открылись несколько новых мест. В том числе начал свою работу грузинско-итальянский ресторан «MА», было открыто кафе турецкой кухни Turkish Street Food. На месте ресторана Kit начал свою работу ресторан Papaya от команды гастробара «География». Всего на главной ресторанной улице было открыто 6 новых заведений общественного питания.
В течение первого полугодия 2019 года у рестораторов отмечался повышенный интерес к открытиям заведений национальной кухни.
За последние несколько месяцев были запущены сразу несколько заведений, специализирующихся на русской кухне. Так, в Басковом пер., д. 2 начал функционировать ресторан Le Courage.
На наб. р. Фонтанки одновременно начали свою работу два новых заведения – «Гусары» от создателей сети «Хачапури и вино» (наб. р. Фонтанки, д. 40) и «Фонтанка 30» от создателя «Рюмочная №1» (наб. р. Фонтанки, д. 30). Кроме того, были открыты рестораны «Мейерхольд» (Марсово поле, д. 7), Petrov-Vodkin (Адмиралтейский пр-т, д. 6) и «Сафьян» (во дворе дома по Невскому пр-ту, д. 88).
Активно появлялись заведения итальянской и грузинской кухонь. На Каменноостровском пр-те, д. 40 открылась пиццерия американского формата Pizzeria 1\6. На Суворовском пр-те, д. 15 открылся итальянский бар Darmagi.
Что же до грузинской кухни, то на Большом пр-те П. С., д. 47 владельцы сети ресторанов Rustaveli открыли новый проект – Georgian Family. На М. Садовой ул., д. 3 начал свою работу ресторан «Хачапури тетушки Марико». Это сетевое заведение успешно работает в нескольких городах по всей стране.
На ул. Жуковского, д. 28 после ребрендинга открылось кафе азиатского направления Yoki. Владельцы популярной сети «Буше» презентовали открытие своей первой раменной Chou Do (рамен – блюдо азиатской кухни на основе лапши), которая появилась в ТРК «Сити Молл». На Гороховой ул., д. 31 появилось паназиатское кафе «Подай Пад-Тай». Известный ресторатор Аркадий Новиков запустил новый ресторан с азиатской кухней Nama (Ковенский пер., д. 5).
Из закрытий: компания, владеющая сетью «Жан Жак Руссо», закрыла последнее заведение, работавшее в Санкт-Петербурге.
Что до открытий в других сферах стрит-ритейла, то московская сеть салонов красоты Selfie дебютировала во вновь отреставрированном торговом доме «Пассаж». Марка одежды Liu Jo дебютировала в России – первый собственный бутик открылся в ТРЦ «Галерея». Также в Санкт-Петербурге появились магазины бренда Akhmadullina Dreams, расположившиеся в ТРЦ «Галерея» и в ТРЦ «Охта Молл».
СТАВКИ
В I полугодии 2019 года средний показатель арендных ставок остался на уровне конца 2018 года за исключением нескольких улиц. Так, в связи с повышенным интересом отмечена положительная динамика на ул. Некрасова, ул. Маяковского, ул. Жуковского, ул. Белинского и Литейном пр-те (в среднем на 7%). Также увеличение ставок отмечено в Петроградском районе, а именно на Большом пр-те П. С. и Каменноостровском пр-те, где ставки в среднем увеличились на 5%. Данная динамика связана с тем, что после перераспределения fashion-рителейров между тремя улицами – Большим пр-том П. С., Б. Конюшенной ул. и Староневским пр-том – Большой пр-т П. С. сохранил свои позиции как основной торговый коридор fashion-сегмента.
Границы ставок аренды остались без изменений. Минимальная – 1 300 рублей за 1 кв. м в месяц (пр-т Славы и локация Оптиков/Туристская), максимальная – 16 000 рублей кв. м в месяц (Невский пр-т).
ВАКАНСИЯ
Общий размер вакансии остался на уровне итогов 2018 года и в среднем составил 7%. Наибольшая доля свободных помещений наблюдается на ул. Жуковского (14%) и в локации «Балтийская Жемчужина» (13%). Наименьшая – на пр-те Просвещения (2,5%), Садовой ул. (2,5%) и Среднем пр-те В. О. (3%). Отсутствие свободных помещений зафиксировано на Казанской ул. (от пер. С. Тюленина до Гороховой ул.), в Тележном пер. и на М. Садовой ул.
60% вакантных площадей – это помещения площадью менее 100 кв. м. 27% площадей сконцентрированы в диапазоне 100–200 кв. м.
По итогам I полугодия 2019 г. ротация составила 7%, что сопоставимо с итогами аналогичного периода прошлого года.
Более активная ротация отмечена на пешеходных улицах (9%). На значимых торговых магистралях центральных районов основная ротация арендаторов произошла на ул. Маяковского (14%), на Лиговском пр-те (12%) и Садовой ул. (10%).
ПРОГНОЗ
В связи с активным развитием сферы общественного питания продолжится формирование новых ресторанных локаций в центральной части города (ул. Некрасова, ул. Кирочная и т. д.). В спальных районах вакантные места продолжат занимать продуктовые магазины, булочные, банки и компании, ориентированные на оказание услуг.
Прогнозируется увеличение доли региональных компаний, ввиду повышения интереса к рынку Петербурга. Например, до конца года планируется к открытию салон красоты московской сети премиум-класса Prive7 в Басковом пер., д. 2.
Дополнительным вектором развития крупных периферийных магистралей города может стать открытие новых станций метро (ожидается к вводу 3 станции пятой линии метрополитена: «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары»). Увеличение трафика повлечет за собой развитие прилегающих к станциям территорий и будет являться значимым фактором увеличения предложения площадей на рынке стрит-ритейла.
АННА ЛАПЧЕНКО, РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА ТОРГОВОЙ НЕДВИЖИМОСТИ KNIGHT FRANK ST PETERSBURG:
В первой половине 2019 года сегмент общественного питания продолжил своё активное развитие во встроенных торговых помещениях. На данный момент функционирует более 1,3 тыс. подобных заведений. Однако стоит отметить, что в структуре новых открытий доля формата уменьшилась, что связано с различными факторами, одним из которых являются изменения в законодательстве в части получения разрешений на установку вентиляции и рекламы в жилых домах, согласования летних террас, а также перевода жилых помещений в нежилой статус.