Об основных итогах 2011 года в торговой недвижимости
Появляются новые девелоперские проекты, и «размораживаются» старые. Темпы ввода торговых комплексов соответствуют показателям 2003-2005 годов, что очень даже неплохо.
Учитывая то, что по обеспеченности торговыми помещениями Петербург является одним из лидеров среди российских городов и приближается к лидерам европейским.
При этом до 90% торговых площадей сдано в аренду. Пустующими остаются только малопривлекательные для торговли места, не пользующиеся популярностью у покупателей.
В 2011 году торговые комплексы продолжили осваивать нишу развлечений. Теперь развлекательный сегмент стал неотъемлемой частью крупных торговых центров города. И доля «развлекательной составляющей» росла уже не только за счет кинотеатров.
Выросли площади, отведенные под детские игровые автоматы, развивающие, образовательные центры и кружки. В среднем площадь детских развлекательных зон составляет теперь около 2000 кв. м на каждом крупном объекте.
Детский формат позволяет увеличить время пребывания в торговом комплексе посетителей в возрасте 30-40 лет, которые являются одной из наиболее интересных для торговых центров групп покупателей.
В стрит-ритейле интересно развивалась ситуация вокруг помещений бывших игорных клубов. Свободными оказались большое количество помещений площадью от 50 до 500 кв. м., в самых разных частях города. Их собственникам пришлось мириться со снижением арендных ставок на 30-40%.
В среднем же, за 2011 год в Петербурге арендные ставки на торговые помещения выросли лишь на 8-10%.