Ритейлеры в условиях санкций
Мы спросили ведущих экспертов в области коммерческой (торговой) недвижимости и крупнейших российских ритейлеров: «Что происходит на рынке в связи с введением санкций?» И вот, что они нам ответили.
Чтобы лучше понять поведение ритейлеров в сложившейся ситуации, следует разделить их на несколько групп в зависимости от того, какую продукцию они реализуют.
Продуктовое эмбарго
К первой категории отнесем продуктовых ритейлеров. Очевидно, что они испытали последствия санкций в первую очередь. «Введение запрета на ввоз определенных товаров приведет к сокращению реальных доходов и уменьшению ассортимента», — считает Михаил Рожко, директор департамента брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге.
Клиенты АРИН в настоящее время меняют поставщиков и не видят трудностей. «Максимум, что может произойти, – незначительное сокращение ассортимента в отдельных линейках товаров. Например, если было 22 вида помидоров, то станет 17», — поясняет Екатерина Лапина, вице-президент по управлению коммерческой недвижимостью АРИН. Сама Екатерина Лапина как покупатель поводов для беспокойства тоже не видит.
«Все арендаторы активно заходят в новые объекты. В августе наши клиенты из отпусков начали возвращаться, и они проявляют живой интерес к новым площадкам, как для аренды, так и с целью их приобретения», — комментирует ситуацию специалист.
Словом, осенью в АРИН ожидают традиционной деловой активности.
По мнению руководителя БАРН Дмитрия Сперанского, Россия сегодня рассматривается как страна с высокими рисками: «Некоторые компании добровольно, а некоторые вынужденно будут сворачивать свой бизнес здесь. И вряд ли кто-то решится открывать новые подразделения». В качестве примера эксперт упомянул компанию «Valio», которая заявила о прекращении производства товаров для России на заводах, которые работают в Финляндии. Стоит заметить, что почти 90% продаж концерна в России — импорт из Финляндии.
Вообще, Дмитрий Сперанский обеспокоен тем, что полки магазинов постепенно пустеют, а замена импортных продуктов отечественными пока не происходит.
Оксана Токарева, руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям «Метро Кэш энд Керри», говорит, что после определения перечня продукции, импорт которой попадает под ограничения, в компании стали искать альтернативные решения. С момента выхода на российский рынок «Метро» закупает большинство товаров в России и стремится увеличить долю отечественных поставщиков.
«Мы считаем, что ситуация будет иметь ограниченное влияние на наш операционный бизнес в стране, хотя на определенных категориях товаров ограничения по импорту будут сказываться непосредственно», — пояснила Оксана Токарева. Планы по долгосрочному инвестированию на российском рынке менять в компании не намерены. «Мы будем открывать новые торговые центры согласно ранее озвученным планам», — заключила представитель «Метро».
В «Ленте» ситуацию с санкциями комментировать отказались.
Чужая шуба не греет
Ко второй категории отнесем ритейлеров, работающих на потребительском рынке в сегментах одежды, обуви, ювелирных украшений, бытовой техники и некоторых других товаров. «Они уже сейчас фиксируют снижение покупательской активности в условиях негативных экономических прогнозов. Люди сокращают свои расходы и реже покупают товары, не относящиеся к категории обязательных», — отмечает Михаил Рожко.
«Из числа наших клиентов только три оператора объявили о сокращении своего присутствия на территории РФ. Это бренды «Seppala» и «Adidas», а также немецкая химчистка», — поделилась Екатерина Лапина.
Напомним, что компания «Adidas» предупредила о снижении прибыли и заявила, что ускорит закрытие своих магазинов в России из-за рисков снижения потребительских расходов в регионе.
Юлия Зотова, пресс-секретарь сети магазинов электроники и бытовой техники «М.Видео», говорит, что никаких изменений в работе их сети не предвидится.
Кто выиграл, а кто проиграл?
В третьей категории — сети-дискаунтеры, и как раз они в сложившейся ситуации выигрывают. «В их ассортименте запрещенных продуктов практически нет, поэтому новые магазины активно открываются», — говорит Михаил Рожко.
В наиболее сложной ситуации окажутся торговые центры премиум-формата, а также продуктовые сети, ориентированные на средний и верхний ценовой сегмент, считает эксперт NAI Becar.
Все остальные ритейлеры, судя по всему, готовятся затянуть пояса и ждут экономической стабильности. «Сказать, что из-за этого кто-то уходит с рынка, мы не можем. Однако уже сейчас многие арендаторы стремятся перезаключить договоры аренды с понижением ставки на 10-15%, ссылаясь на пропорциональное сокращение доходов», — комментирует ситуацию директор департамента брокериджа NAI Becar.
Чего ждать?
Владислав Фадеев, глава отдела исследований Jones Lang LaSalle в Петербурге, не спешит с прогнозами: «На сегодня ситуация развивается в негативном ключе.Сейчас мы ждем, что произойдет до конца года. Вообще, что будет происходить на рынке в 2015 году, будет понятно только в конце 2014-го».
Между тем, в опубликованном в августе исследовании JLL читаем: "В сочетании с замедлением роста заработной платы в государственном и частном секторах, мы считаем, что розничные продажи будут сокращаться, создавая еще более конкурентную среду для собственников торговой недвижимости. Эта тенденция будет усугубляться инфляционным давлением в результате запрета импорта сельскохозяйственной продукции из стран, которые ввели санкции против России".
Эксперты полагают, что влияние санкций во многом будет определяться периодом их действия. Чем дольше меры сохранят свою силу, тем выше риски для рынка коммерческой недвижимости. «В то же время российский рынок недвижимости по-прежнему сохраняет сильные фундаментальные показатели благодаря размеру страны, объему товарооборота и недостаточности предложения качественных площадей в сравнении с Европой», — говорится в исследовании JLL.