Обзор развития ритейла и торговой недвижимости России
16 ноября состоялся деловой обед для первых лиц и руководителей ритейл и девелоперских компаний BestLunch. Мероприятие проходило в рамках ежегодной международной выставки по торговой недвижимости и ритейлу MAPIC в Каннах (Франция).
"БестЪ. Коммерческая недвижимость" представила аналитический обзор развития ритейла и торговой недвижимости в России. Розничная торговля - одна из самых чувствительных отраслей к изменениям общей экономической ситуации, как в стране, так и в отдельно взятом регионе. Успешность этого бизнеса и его развитие напрямую связаны с покупательской способностью населения, которая в свою очередь, является производной от состояния макроэкономических процессов.
Статистические данные о динамике основных показателей характеризующих развитие экономики РФ позволяют говорить о том, что страна все еще находится в кризисе. В 2016 году падание экономики замедлилось, но основные показатели, такие как Валовой Внутренний Продукт (ВВП), инвестиции в основной капитал, объем работ в строительстве все равно имеют отрицательную динамику. Положительное значение индекса промышленного производства достигнуто в основном за счет 2-х отраслей – сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых.
Динамика прироста населения в последние 5-6 лет положительная. В среднем численность постоянного населения РФ ежегодно увеличивается на 250 – 300 тыс. человек. Однако, следует отметить, что только в 28 из 85 субъектов РФ отмечается положительная динамика, кроме того, естественного прироста за счет рождаемости практически нет, основная доля прироста – это миграция.
Основной миграционный поток приходится на две столицы и рядом с ними Московскую и Ленинградскую область (даже не смотря на то, что миграционный приток в Санкт-Петербурге за последние 3 года сократился втрое), Краснодарский край и основной нефтедобывающий регион РФ – Тюменская обл.
Однако для развития ритейла важно не просто население, а население с доходами и покупательской способностью. Однако доходы граждан РФ за последние 3 года только падают. За девять месяцев 2016 года располагаемые доходы населения сократились на 5,3 процентных пункта, несмотря на положительную динамику по реальной заработанной плате.
Текущая экономическая ситуация самым серьезным образом отразилась на расходах и потребительской активности. Две основные тенденции:
Первая - экономия, что обуславливает как снижение объемов потребления, так и переход в более дешевые сегменты.
Вторая – нацеленность на сбережения. По статистике только 76% от располагаемых доходов расходуются на потребление, т.е. люди не ждут улучшения ситуации.
В настоящее время происходят значительные процессы изменения потребительского поведения. По данным Росстата за 9 месяцев текущего года оборот розничной торговли в РФ составил – 20,3 трлн рублей. За весь 2015 г. было продано товаров на 27,6 трлн рублей.
На слайде ниже видно, что падение продолжается, хотя и по сравнению с прошлым годом оно несколько замедлилось. Регионы-лидеры по объему розничных продаж – это Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Но в пересчете на душу населения, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в лидерах – Сахалинская, Свердловская и Тюменская области, Краснодарский край. Среднестатистический житель РФ покупает товаров на 193 тыс. рублей в год.
Распределение розничного оборота между товарами продовольственной и непродовольственной группы составляет 48% на 52%. В период текущего кризиса это распределение меняется, но не значительно - на 2-3 десятых процента.
В основном изменения происходят внутри этих групп. Например, в группе непродовольственных товаров существенно, сократились продажи легковых автомобилей, бытовой техники и электроники, одежды и обуви. Самыми стабильными остаются аптечные товары и товары для детей.
Ухудшение ситуации в отрасли ритейла прямым образом отразилась на девелопменте торговой недвижимости. Начиная с 2014 года, динамика ввода торговых объектов в целом по РФ отрицательная. Вероятнее всего, эта тенденция будет сохраняться в ближайшие 2-3 года.
Источник: "БестЪ. Коммерческая недвижимость".