30% торговых центров в Петербурге требуют реконцепции
Согласно исследованию, проведённому аналитиками NAI Becar, рынок торговой недвижимости Петербурга на 50% состоит из районных торговых центров. При этом только 40% из них эксперты отнесли к качественным. Таким образом, 30% всего рынка торговой недвижимости в Санкт-Петербурге нуждается в реконцепции.
По данным департамента управления активами и инвестициями NAI Becar, на сегодняшний день структура рынка торговой недвижимости Петербурга выглядит следующим образом: в общем объёме действующих объектов 49% занимают районные ТЦ (до 20 тыс. кв. м), 21% – областные ТЦ (20-40 тыс. кв. м), 18% приходится на региональные ТЦ (40-80 тыс. кв. м), 12% рынка занимают суперрегиональные ТЦ (более 80 тыс. кв. м).
Проанализировав торговые центры площадью до 20 тыс. кв. м, эксперты NAI Becar пришли к выводу, что 60% из них – некачественные. При оценке объектов учитывались следующие основные критерии: наличие якорного арендатора (крупный сетевой продуктовый ритейлер или другой сетевой ритейлер), наличие досуговой функции, соответствующей портрету покупателя (детского игрового центра, фитнес-центра, контактного зоопарка), высокая заполняемость (более 90%), проходимость (не менее 6 тыс. человек в день).
«На сегодняшний день можно говорить об отсутствии в Петербурге цивилизованного рынка малых ТЦ. Проблемы от этого испытывают в первую очередь жители-покупатели микрорайонов, необеспеченные инфраструктурой, удовлетворяющей их каждодневные потребности. Кроме того, такие торговые объекты не оправдывают ожидания владельцев активов и не приносят прогнозируемой доходности», – заключила Наталья Скаландис, управляющий директор Property Management NAI Becar в Санкт-Петербурге. При этом данный сегмент обладает высоким потенциалом: за прошедший год трафик в районных и окружных ТЦ в совокупности в среднем увеличился на 6% (на некоторых объектах рост составил 15-20%), в то время как в региональных ТЦ проходимость снизилась на 7,5%, а в суперрегиональных ТЦ падение составило 8,5%. «В условиях сокращения покупательской способности посещаемость больших моллов выходного дня падает, – комментирует Наталья Скаландис. – На этом фоне локальные ТЦ с продуманной концепцией и качественным набором арендаторов остаются востребованными. Они позволяют людям, которые проживают в шаговой доступности, купить необходимые товары или воспользоваться услугами, не готовясь к поездке заранее».
По словам эксперта, первостепенное значение для ТЦ имеет набор арендаторов, отвечающий потребностям покупателей, и наличие баланса якорных арендаторов (30% площадей) и арендаторов торговой галереи (70% площадей). Правильно подобранный пул арендаторов районного ТЦ, по мнению Натальи Скаландис, включает в себя: якорного арендатора – продуктовый супермаркет (1,2-2 тыс. кв. м), супермаркет техники и электроники (1-1,5 тыс. кв. м) или детский супермаркет (800-1 200 кв. м). Неотъемлемым в таких ТЦ является присутствие прачечной, ателье, парикмахерской, банкомата, магазина косметики. Также небольшим ТЦ важно проводить регулярные (не менее 1 раза в месяц) мероприятия, чтобы стимулировать возвращение покупателей.
Источник: NAI Becar.