На офисном рынке выросло число «сбежавших» арендаторов
Специалисты NAI Becar отмечают рост числа арендаторов, которые выезжают из бизнес-центров, имея долги по арендной плате за несколько месяцев. Сегодня процент таких арендаторов вырос с 3% в 2014 году до 10% от общего числа компаний, съезжающих из офиса. С проблемой «сбежавших» арендаторов чаще всего сталкиваются бизнес-центры класса С, но такие случаи с начала года фиксировались и в классе B.
В текущих кризисных условиях участились ситуации, когда небольшие компании, испытывающие финансовые трудности, выезжают из бизнес-центра без уведомления управляющей компании. Арендаторы оставляют неоплаченные долги по арендной плате за несколько месяцев.
«Чаще всего «сбегают» предприятия малого бизнеса, сферы услуг, интернет-торговли, - рассказывает Михаил Рожко, директор департамента брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге. – Они покидают офис, забрав самые необходимые документы и материальные ценности. Как правило, за ними остается долг по аренде в 70 000 – 100 000 рублей. Управляющие компании, чаще всего, не начинают поиски «сбежавших» арендаторов, так как взыскать долг крайне трудно – «сбежавшая» компания может сменить юридическое лицо. Часто в офисе остается мебель и оргтехника, которую компания может реализовать и компенсировать часть убытков».
Андрей Макаров, управляющий партнер БЦ «Сова», согласен, что взимание долга с уже съехавшего арендатора, даже в судебном порядке, не принесет результатов, и лучше заранее застраховать себя от таких случаев. «Чтобы избежать рисков появления долгов, мы используем предоплату за месяц вперед и предусматриваем внесение обеспечительного платежа арендатором, - рассказывает Андрей Макаров. - Важно внимательно относиться к выбору арендатора, больше общаться с ним, особенно кода начались проблемы с оплатой, а также сплоченно работать командой, чтобы охрана знала обо всем, что происходит в бизнес-центре».
В целом аналитики компании NAI Becar выделяют сегодня 3 основные категории арендаторов на рынке офисной недвижимости Петербурга. К первой и наиболее многочисленной категории специалисты относят компании, арендующие до 70 кв. м. «Зачастую к данному типу относятся новые или существующие небольшие фирмы, которые чаще всего размещаются в офисах В или С класса. Их доля на рынке от общего числа арендаторов достигает 75%», говорит Михаил Рожко.
Вторую категорию формируют компании, арендующие помещения до 250 кв. м. Целью переезда данных клиентов является расширение/сокращение или переориентация на другой район города. Доля таких компаний составляет 15-20%.
Самыми ценными клиентами для арендодателей, но в тоже время и самыми непростыми с точки зрения переговоров, являются крупные российский и международные компании, предпочитающие офисы класса А или В+. По словам Михаила Рожко, их процентная доля составляет 5-10%. При этом они достаточно редко переезжают из текущих бизнес-центров, имея долгосрочные договоры аренды от 5 лет.
Источник:
NAI Becar.