Рестораны Петербурга: новые форматы, новые локации
Операторы общепита являются одним из активных арендаторов помещений формата стрит-ритейл и площадей в торговых комплексах Петербурга.
Наибольшее количество кафе и ресторанов сосредоточено на торговых коридорах в центре Петербурга, где их доля в среднем составляет 25% от общего объема арендаторов, а на некоторых магистралях значительно превышает этот показатель, достигая максимального уровня на сформировавшихся ресторанных улицах. Согласно исследованию JLL, около 50% помещений занимают рестораны на улице Рубинштейна, свыше 40% – на Большой Морской, на 7 и 8 линиях В.О. – 30%. На главном торговом коридоре города – Невском проспекте – ресторанами и кафе занято 28% объектов стрит-ритейла.
Большинство ресторанных улиц расположено в историческом центре Петербурга. На магистралях за пределами центральной части города общепит занимает в среднем не более 8-10% помещений. Такое распределение полностью отвечает предпочтениям посетителей. В ходе опроса, проведенного компанией JLL в рамках исследования, выяснилось, что 94% респондентов предпочитают заведения общепита, расположенные в центре. Посещать кафе и рестораны за пределами центра готовы 59% респондентов. Заведения, находящиеся за чертой города, рассматривают для посещения лишь 30% участников опроса. При этом локация в большинстве случаев имеет решающее значение при выборе ресторана. Близость к дому или работе в числе наиболее важных критериев назвали 55% из числа опрошенных.
Сетевой характер заведения не относится к числу определяющих факторов при выборе ресторана для большинства участников опроса. Свыше половины респондентов не придают значения этому аспекту. 29% предпочитают частные «точечные» заведения, не входящие в какую-либо сеть. В Петербурге сетевой общепит получил наиболее широкое распространение в торговых комплексах. 79% заведений, функционирующих в составе городских ТРК, носят сетевой характер. При этом на долю международных брендов приходится 35% расположенных в торговых комплексах ресторанов.
В последние годы на рынке появился целый ряд сетевых проектов, ориентированных на развитие в составе офисных объектов. Арендные ставки на помещение для ресторана в составе бизнес-центра, как правило, ниже, чем в торговых комплексах, так как основной поток клиентов формируется из сотрудников офисов.