Россия не входит в топ-10 стран Европы по обеспеченности торговыми площадями
Компания JLL проанализировала темпы строительства новых торговых центров в Европе и обеспеченность ритейлом стран региона. Входя в число стран-лидеров по числу заявленных и строящихся торговых объектов, Россия при этом все еще уступает большей части европейских государств по обеспеченности качественными торговыми площадями.
По итогам 1-го квартала 2015 года обеспеченность стран Европы торговыми центрами в среднем составляет 199 кв. м на 1 тыс. жителей, при этом показатель значительно разнится в зависимости от части региона. Если в Западной Европе на 1 тыс. жителей приходится 260 кв. м, то в Восточной – только 134 кв. м.
Европейским лидером по насыщенности торговыми центрами является Люксембург, где на 1 тыс. жителей приходится 625 кв. м. Такой показатель связан исключительно с маленькой численностью населения – объем предложения торговых площадей в этой стране является самым низким в Европе. Второе место по обеспеченности ритейлом в Европе занимают Нидерланды (517 кв. м на 1 тыс. жителей) благодаря большому объему торговых площадей – страна входит в десятку крупнейших рынков в Европе – и сравнительно невысокой численности населения. На третьем месте расположилась Ирландия с малой численностью населения и с небольшим объемом предложения – 478 кв. м на 1 тыс. жителей.
Развитые рынки Великобритании (234 кв. м на 1 тыс. человек), Франции (248 кв. м), Италии (261 кв. м) и Германии (179 кв. м), входящие в число лидеров по объему действующих торговых центров, по обеспеченности ими не попали в топ-5 и располагаются только в числе 15 наиболее насыщенных торговыми площадями стран. В первую очередь это объясняется большой численностью населения, а также тем, что значительная часть торговых площадей в странах «старой» Европы представлена в стрит-ритейле, а не в формате торговых центров.
В России в 1-м квартале 2015 года было введено 500 тыс. кв. м качественных торговых площадей, что является историческим максимумом для 1-го квартала и вдвое превышает ввод за первые три месяца 2014 года. Но, несмотря на рекордный ввод торговых центров, насыщенность рынка России качественным ритейлом все еще находится на низком уровне в сравнении с большинством европейских стран. По итогам 1-го квартала 2015 года Россия занимает 19-е место в Европе по обеспеченности торговыми площадями с показателем 127 кв. м на 1 тыс. жителей, немного уступая таким странам, как Турция, Румыния и Венгрия.
Существенное отставание рынка России по насыщенности торговыми площадями объясняется относительной неразвитостью рынка коммерческой недвижимости по сравнению с другими странами Европы. Активное строительство качественных торговых центров здесь началось только в последнее десятилетие, и пока сосредоточено только в наиболее крупных городах.
Источник: JLL.