Наверх

Торговые центры - "призраки" в России


23 ноября

Апокалиптические фотографии некогда успешных и посещаемых, а ныне жутковатых и заброшенных торговых центров в США, знакомы многим участникам рынка недвижимости. Эксперты департамента управления активами и инвестициями NAI Becar проанализировали ситуацию с заброшенными ТЦ в России и пришли к выводу, что, в отличие от США, причины их опустения связаны с тремя факторами: экономическим кризисом, неразрешёнными организационными вопросами и форс-мажорными обстоятельствами. Решить проблему заброшенных объектов можно переоборудовав их в низкокачественные ТЦ, под другие непрофильные функции или наполнив развлекательной составляющей.

По данным департамента управления активами и инвестициями NAI Becar, основную массу заброшенных торговых центров в США составляют объекты, построенные 20-50 лет назад. Они устарели, не выдержали конкуренции и закрылись в следствие низкой посещаемости и падения числа арендаторов. При этом собственники не стали сносить или переоборудовать эти объекты под иной функционал, а просто бросили их.

По словам Ольги Шарыгиной, управляющего директора департамента управления активами и инвестициями NAI Becar, в России ситуация совершенно иная. «Во-первых, отечественный рынок намного моложе – качественные торговые центры начали появляться около 10 лет назад. Растущий сегмент рынка представляет интерес для девелоперов, и из него стараются «выжать» по максимуму, – рассказывает Ольга Шарыгина. – До недавнего времени торговая недвижимость была вторым по доходности сегментом после жилой. Возможно, по этой причине и вследствие упёртости нашей нации, мы не обнаружили в России ни одного заброшенного торгового центра, который когда-то был успешен, а после перестал посещаться и заполняться арендаторами, как это было в США».

Проанализировав бэкграунд обнаруженных в России заброшенных торговых объектов, эксперты NAI Becar пришли к выводу, что их все можно разделить на три группы: недостроенные ТЦ, пострадавшие от экономического кризиса 2008 года; ТЦ, реализация которых приостановилась из-за неразрешённых организационных вопросов; ТЦ, пострадавшие от форс-мажоров.

ГРУППА 1. НЕДОСТРОЕННЫЕ ТЦ, ПОСТРАДАВШИЕ ОТ КРИЗИСА 2008 г.

У объектов данной группы возникли проблемы с финансированием, либо они отошли в качестве залога банкам, либо их прекратили финансировать по причине отсутствия денег у собственника. Все проекты находятся на довольно высокой стадии готовности – от 60 до 80%.

Например: ТРК «Гранд Сити»,
г. Новосибирск
Адрес: Проезд Энергетиков, д. 6/1
Год постройки: 2008
Общая площадь: 45 400 кв. м
Пустует с 2009 года

ТЦ на Мочищенском шоссе,
г. Новосибирск
Адрес: угол Мочищенского шоссе и ул. Краузе
Год постройки: 2008
Общая площадь: 15 430 кв. м
Пустует с 2008 (недострой)

ТРК «Одинцово», г. Москва
Адрес: угол Можайского шоссе и 2-Советской ул., Одинцово, Москва
Год постройки: 2008
Общая площадь: 69 477 кв. м.
Пустует с 2008 (недострой).

ГРУППА 2. ТЦ, ПОСТРАДАВШИЕ ОТ НЕРАЗРЕШЁННЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ

МФК «Зенит», г. Москва
Адрес: Проспект Вернадского, д. 82
Год постройки: 1995
Общая площадь: 100 000 кв. м.
Пустует с 1995 (недострой)


Причинами «заморозки» таких проектов могут стать неразбериха с документацией на земельный участок, отсутствие грамотной концепции, конфликты между собственниками. Торговые центры данной группы, как правило, также являются недостроями на высокой стадии готовности.

ГРУППА 3. ТЦ, ПОСТРАДАВШИЕ ОТ ФОРС-МАЖОРНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ТЦ «Аэродром», г. Санкт-Петербург
Адрес: просп. Испытателей, д. 9, к. 2.
Общая площадь: нет данных
Пустовал с 2014, на данный момент ведутся работы по сносу здания


В третью группу входят когда-то функционировавшие объекты, пострадавшие в результате пожара, затопления, существенного разрушения и т.д. Собственники просто не стали их восстанавливать.

По мнению Ольги Шарыгиной, в перспективе 10 лет решение проблем для каждого такого объекта будет найдено. «Заброшенные объекты можно переоборудовать в более низкокачественные торговые центры, заполнив их краткосрочными арендаторами сегмента «эконом», или под другие непрофильные функции, например, склад интернет-магазина, – рассказывает Ольга Шарыгина. – Наиболее распространённым вариантом спасения торгового центра сейчас является наполнение многочисленными развлекательными функциями».

По словам эксперта, показательным примером реабилитации затухающего торгового центра может служить ТЦ «Смайл»: благодаря грамотной программе развлекательных мероприятий, политике арендных отношений и усилиям Управляющей компании NAI Becar на объекте, за 2 года «Смайл» превратился из невзрачного малого торгового центра в спальном районе в преуспевающий, оправдывающий своё название, яркий торговый центр с социальной направленностью. В результате, за 2 года работы посещаемость торгового центра выросла на 47%, доходность объекта увеличилась на 54%.

Источник: NAI Becar.

1398108813_003_cucek_net

 

 


Последние новости
11 декабря
Локальные IT-компании, как правило, выбирают помещения в бизнес-центрах класса В (более 90% арендованных площадей), тогда как международные игроки отдавали предпочтение офисам класса А.
8 декабря
По итогам 2023 г. иностранные собственники продали активы на 256 млрд рублей, что в 2,8 раз больше, чем за весь 2022 год (+177% к 2022 г., +292% к 2021 г.). За 2022-23 гг. иностранные собственники продали активы на 373 млрд руб.
7 декабря
По предварительным итогам 2023 года общий объем сделок с качественной складской недвижимостью в Московской и Петербургской агломерациях достигнет рекордных 3,3 млн кв. м и 900 000 кв. м соответственно.
6 декабря
Консалтинговая компания NF Group сообщает, что в случае открытия четырех торговых центров в северной части Санкт-Петербурга в 2024 году будет достигнут наибольший объем торговых площадей за последние 10 лет.
5 декабря
На фоне рекордных объемов инвестиций в коммерческую недвижимость в 2023 году в целом по России, в Санкт-Петербурга также фиксируется значительное увеличение интереса к приобретению торговых центров, офисных и складских комплексов.